О безопасных методах монтажа башенных кранов


Безопасные методы монтажа башенных кранов

В статье рассмотрена технологическая последовательность монтажа и демонтажа универсального башенного крана КБ-676, а также правила охраны труда на строительной площадке во время выполнения работ на высоте по выполнению монтажа и демонтажа крана

За организацию и создание условий безопасности труда несет ответственность работодатель (ст. 13 Закона Украины «Об охране труда»).

Значительная, если не основная часть всех несчастных случаев, связанных с работой кранов, происходит вследствие действия «человеческого фактора», который включает:

— нарушение норм охраны труда;

— несвоевременное обучение и проверка знаний работников, связанных с ремонтом, техническим обслуживанием, эксплуатацией кранов, низкий уровень их квалификации;

— несвоевременное инструктирование работников по правилам охраны труда;

— несвоевременная проверка узлов, соединений и крана в целом;

— нарушение работником правил безопасного выполнения работ;

— эксплуатация изношенных кранов без их диагностирования;

— ошибки при монтаже или демонтаже крана.

В настоящей статье рассмотрена технологическая последовательность монтажа и демонтажа универсального башенного крана КБ-676, который до высоты 70 м работает как передвижной КБ-674, а выше — как стационарный приставной — крепится к зданию, а также рассмотрены правила охраны труда на строительной площадке во время выполнения работ на высоте по производству монтажных (демонтажных) работ.

1. Требования к обслуживающему персоналу крана

1.1. К монтажным работам по монтажу (демонтажу) всех типов башенных кранов допускаются лица не моложе 18 лет, которые прошли:

— профессиональный отбор в соответствии с Перечнем работ, где необходим профессиональный отбор, утвержденный совместным приказом Министерства здравоохранения Украины и Госкомитета Украины по надзору за охраной труда от 23 сентября 1994 г. № 263/121;

— медосмотр в соответствии с требованиями Положения о медицинском осмотре работников определенных категорий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины от 31 марта 1994 г. № 45;

— специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с требованиями Типового положения о проверке обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Госкомитета Украины по надзору за охраной труда от 26 января 2005 г. № 15 (далее — НПАОП 0.00-4-36-05);

— обучение и проверку знаний по пожарной безопасности в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Украине, утвержденных приказом МВД Украины от 30 декабря 2014 г. № 1417 (НАПБ А.01.001-2014).

Обслуживающий персонал обеспечивается бесплатной спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ в соответствии с требованиями Норм бесплатной выдачи специальной одежды, спецобуви и других СИЗ.

2. Нормативная база

Нормативной базой производства монтажных (демонтажных) работ являются:

— НПАОП 0.00-1.01-07 Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів;

— НПАОП 0.00-1.15-07 Правила охорони праці під час виконання робіт на висоті;

— ТУ У 29.9-21674530-010:2006 Краны грузоподъемные. Монтаж и демонтаж. Технические условия;

— НПАОП 40.1-1.21-98 Правила безпечної експлуатації електроустановок споживачів;

— НПАОП 0.00-5.20-94 Типова інструкція для інженерно-технічних працівників, які здійснюють нагляд за утриманням та безпечною експлуатацією вантажопідіймальних кранів;

НПАОП 0.00-8.18004 Порядок проведення огляду, випробування та експертного обстеження (технічного діагностування) машин, механізмів, устаткування підвищеної небезпеки;

— ОМД 00120253-2005 Методика проведення експертного обстеження баштових кранів;

— Типовая инструкция по охране труда обслуживающего персонала, выполняющего монтажные и демонтажные работы кранов на высоте;

— Проект производства работ (ППР); Проект организации работ, технологические карты и Инструкция по монтажу (ИМ).

ИМ должна состоять из следующих разделов:

            – указания мер безопасности;

            – подготовка крана к монтажу;

            – монтаж крана;

            – монтаж крана по узлам;

            – наладка;

            – пуск, регулирование и обкатка, сдача крана в эксплуатацию;

            – демонтаж крана;

            – приложения.

3. Правила монтажа крана

К моменту доставки башенного крана на строительную площадку и до начала его монтажа проводят ряд подготовительных работ:

– укладку подкрановых путей;

– заземление и подведение электроэнергии к месту установки крана;

– подготовку необходимого монтажного оборудования.

Кран КБ-676 монтируют на крановых путях с помощью стрелового крана (Рис. 1) с соблюдением требований ИМ, ППР, правил охраны труда и правил выполнения безопасной работы на высоте.

Безопасные методы монтажа башенных кранов

Кран КБ-676 монтируется в следующей технологической последовательности.

1. На путях устанавливают и закрепляют проволокой ходовые тележки 1 с приводными агрегатами наружу; тележки, имеющие по одному приводу, устанавливают по одной из диагоналей.

2. На путях выкладывают два пакета балластных плит 2 (по 3 шт. в каждом).

3. На путях над балластными плитами на шпальной клетке монтируют ходовую раму 3 соединяя ее болтами крепления с балками 4, затягивая болты с крутящим моментом 2500 Нм (250 кгс • м). При монтаже ходовой рамы надо следить, чтобы ось башни была смещена в сторону здания;

4. Стреловым краном опускают ходовую раму и крепят ее к ходовым тележкам.

5. К ходовой раме крепят кабельный барабан 5 с намотанным кабелем, который подсоединяют к электропитающей сети.

6. Под стыками ходовой рамы на плиты балласта укладывают шпалы, а на них домкраты, которые упирают во фланцы стыка.

7. На балки 4 укладывают одну плиту балласта 6 и устанавливают шкаф электрооборудования 7.

8. На фланцы ходовой рамы устанавливают основание башни 8 и затягивают болтами с крутящим моментом 2500 Нм (250 кгс • м).

9. Устанавливают и закрепляют болтами лестницу 9.

10. На направляющих башни монтируют груз привода кабельного барабана 5, запасовывают полиспаст.

11. На секцию 8 устанавливают секцию 10 в сборе; фланцы затягивают болтами и освобождают оси балансирных балок 11 на секции 10.

12. В пазы специальных кронштейнов секции 10 навешивают монтажную стойку 12, прижимая ее винтами к секции.

13. Устанавливают в рабочее положение балансирные балки 11 и регулируют положение всех роликов выдвижения монтажной стойки.

14. В проушинах секции 10 закрепляют нижнюю обойму монтажного полиспаста 13, запасовывают канат полиспаста, находящийся на малом барабане монтажной лебедки 14, а конец каната закрепляют за секцию 10 четырьмя зажимами.

15. На секцию 10 сверху устанавливают неповоротную раму 15 в сборе с поворотной рамой 16, площадками и двумя кабинами 17 (машиниста и аппаратной), размещенными по бокам рамы 16, а после этого — съемную лестницу 18 для подъема машиниста на поворотную раму.

16. На поворотной раме сверху крепят оголовок 19 со смонтированными на нем анемометром и молниеприемником.

17. На монтажной стойке вспомогательный подкос 20 переводят в рабочее положение.

18. На подкладках выкладывают секции противовесной консоли 21 и стыкуют их. Конечные выключатели тележки противовеса устанавливают в зависимости от длины противовесной консоли и длины стрелы.

19. Противовесную консоль 21 поднимают и заводят на оси поворотной рамы, закрепляют и опускают ее на подкос 20 монтажной стойки.

20. Поднимают оттяжку 22 противовесной консоли и закрепляют ее в осях оголовка. Нижний конец оттяжки закрепляют на противовесной консоли 21, стреловым канатом поднимают ее конец до освобождения подкоса 20, демонтируют его (как показано на Рис. 1а пунктиром) и краном опускают консоль до натяжения оттяжки 22;

21. Стреловым краном выкладывают на земле секции стрелы 23 (длина 35 или 50 м, число секций 4 или 6 штук, принимаются в зависимости от исполнения крана) и состыковывают, при этом грузовую тележку 24 размещают на ездовых балках головной секции стрелы, а тележечный канат запасовывают.

22. Стреловым краном поднимают опорный шарнир стрелы 23 и заводят его на оси поворотной рамы 16. Затем поднимают оттяжку 25 и соединяют ее с верхним поясом стрелы.

23. Расположенный на верхнем конце оттяжки 25 монтажный подкос 26 соединяют с проушинами на оголовке 19, стрелу поднимают до тех пор, пока верхний конец оттяжки, поворачиваясь относительно монтажного подкоса 26, не войдет в проушины оголовка, после чего этот конец закрепляют и опускают до натяжения оттяжки 25.

24. Стреловым краном поднимают тележки с противовесом 27 и заводят их на ездовые балки противовесной консоли, обе тележки соединяют вместе и запасовывают тяговый канат.

25. Поднимают и монтируют раму (с грузовой лебедкой 28) на конце противовесной консоли.

26. Проводят электромонтажные работы по всему крану.

27. Запасовывают грузовой канат, проверяют работу грузовой, тяговой и тележечной лебедок, тележки противовеса передвигают в монтажное положение, на крюковой подвеске 29 подвешивают приспособление для заводки секций.

28. Под стрелой устанавливают с рамой шарнир 31, поднимают ее и тележечной лебедкой передвигают к башне до посадки приспособления 30 на оси секции 10.

29. Уравновешивают верхнюю часть крана передвижением тележки противовеса 27 в монтажное положение.

30. Секции 8 и 10 расстыковывают.

31. Монтажной лебедкой 14 выдвигают верхнюю часть крана вместе с навешенной секцией 31.

32. Ручной лебедкой передвигают секцию 31 в проем и после опускания башни (как показано стрелками на Рис. 1б) соединяют секции 8 и 31 между собой.

33. Приподнимая башню, выкатывают приспособление 30 и повторным опусканием башни соединяют секции 10 и 31.

34. Освобождают крепления монтажной стойки 12 с секцией 8, монтажной лебедкой поднимают стойку до посадки на секцию 31 и закрепляют в этом положении.

35. Стреловым краном устанавливают подкосы 32 крепления ходовой рамы с башней, снимают противоугонные захваты.

36. Отгоняют кран до освобождения балластных плит 2, которые укладывают на ходовую раму и закрепляют стяжками.

37. Вновь ставят кран на противоугонные захваты.

38. На путях устанавливают рядовую секцию 33 и монтируют ее аналогично с монтажом секции 31, затем состыковывают секции направляющих подъемника.

39. Освобождают от крепления кабину подъемника 34 в секции 10 и опускают кабину по направляющим в нижнее положение.

40. Тележку противовеса передвигают в рабочее положение.

Кран в таком положении может работать с пониженной (по сравнению с паспортной) высотой подъема.

При необходимости наращивания высоты крана производят монтаж последующих рядовых секций. После наращивания секций монтажную стойку опускают в нижнее положение с помощью монтажного полиспаста до посадки ее на упоры нижней секции.

Кран может работать как свободностоящий с 9 рядовыми секциями (высота подъема 70 м).

Безопасные методы монтажа башенных кранов

При обслуживании зданий 1 (Рис. 2) выше 70 м в процессе монтажа рядовых секций 2 между 7-й и 8-й секциями устанавливают закладную раму 3, с которой соединяются связи крепления 4 крана со зданием. При дальнейшем наращивании крана связи устанавливают через три рядовые секции.

Кран может перемещаться без груза с одного места стоянки к другому при высоте подъема 84 м. Для перемещения крана с высотой подъема более 84 м связи и лишние секции демонтируют. После перемещения по крановым путям кран закрепляют на новом месте и производят наращивание секций до требуемой высоты подъема.

(Окончание в следующем номере)

Анатолий Стаховский,

преподаватель высшей категории УМЦ «Новатор» (Киев)

Джерело: журнал «Охорона праці і пожежна безпека» №5, 2017

Переконайтеся, що ви передплатили журнал і вся необхідна інформація є під рукою!

Матеріали до теми


З 1 листопада 2024 року спеціальність «Охорона праці» повернулася у вищі навчальні заклади України
Кабінет Міністрів України постановою від 30.08.2024 № 1021 «Про внесення змін до переліку галузей знань і спеціальностей, за якими здійснюється ...
Як розробити інструкцію з ОП для оператора-гальваніка автоматичних та напівавтоматичних ліній
Дія такої інструкції має поширюватися на працівників підприємства, які працюють на посаді «оператор-гальванік автоматичних та напівавтоматичних ліній» (далі — оператор). ...