О безопасных методах монтажа башенных кранов


Безопасные методы монтажа башенных кранов

В статье рассмотрена технологическая последовательность монтажа и демонтажа универсального башенного крана КБ-676, а также правила охраны труда на строительной площадке во время выполнения работ на высоте по выполнению монтажа и демонтажа крана

За организацию и создание условий безопасности труда несет ответственность работодатель (ст. 13 Закона Украины «Об охране труда»).

Значительная, если не основная часть всех несчастных случаев, связанных с работой кранов, происходит вследствие действия «человеческого фактора», который включает:

— нарушение норм охраны труда;

— несвоевременное обучение и проверка знаний работников, связанных с ремонтом, техническим обслуживанием, эксплуатацией кранов, низкий уровень их квалификации;

— несвоевременное инструктирование работников по правилам охраны труда;

— несвоевременная проверка узлов, соединений и крана в целом;

— нарушение работником правил безопасного выполнения работ;

— эксплуатация изношенных кранов без их диагностирования;

— ошибки при монтаже или демонтаже крана.

В настоящей статье рассмотрена технологическая последовательность монтажа и демонтажа универсального башенного крана КБ-676, который до высоты 70 м работает как передвижной КБ-674, а выше — как стационарный приставной — крепится к зданию, а также рассмотрены правила охраны труда на строительной площадке во время выполнения работ на высоте по производству монтажных (демонтажных) работ.

1. Требования к обслуживающему персоналу крана

1.1. К монтажным работам по монтажу (демонтажу) всех типов башенных кранов допускаются лица не моложе 18 лет, которые прошли:

— профессиональный отбор в соответствии с Перечнем работ, где необходим профессиональный отбор, утвержденный совместным приказом Министерства здравоохранения Украины и Госкомитета Украины по надзору за охраной труда от 23 сентября 1994 г. № 263/121;

— медосмотр в соответствии с требованиями Положения о медицинском осмотре работников определенных категорий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины от 31 марта 1994 г. № 45;

— специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с требованиями Типового положения о проверке обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Госкомитета Украины по надзору за охраной труда от 26 января 2005 г. № 15 (далее — НПАОП 0.00-4-36-05);

— обучение и проверку знаний по пожарной безопасности в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Украине, утвержденных приказом МВД Украины от 30 декабря 2014 г. № 1417 (НАПБ А.01.001-2014).

Обслуживающий персонал обеспечивается бесплатной спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ в соответствии с требованиями Норм бесплатной выдачи специальной одежды, спецобуви и других СИЗ.

2. Нормативная база

Нормативной базой производства монтажных (демонтажных) работ являются:

— НПАОП 0.00-1.01-07 Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів;

— НПАОП 0.00-1.15-07 Правила охорони праці під час виконання робіт на висоті;

— ТУ У 29.9-21674530-010:2006 Краны грузоподъемные. Монтаж и демонтаж. Технические условия;

— НПАОП 40.1-1.21-98 Правила безпечної експлуатації електроустановок споживачів;

— НПАОП 0.00-5.20-94 Типова інструкція для інженерно-технічних працівників, які здійснюють нагляд за утриманням та безпечною експлуатацією вантажопідіймальних кранів;

НПАОП 0.00-8.18004 Порядок проведення огляду, випробування та експертного обстеження (технічного діагностування) машин, механізмів, устаткування підвищеної небезпеки;

— ОМД 00120253-2005 Методика проведення експертного обстеження баштових кранів;

— Типовая инструкция по охране труда обслуживающего персонала, выполняющего монтажные и демонтажные работы кранов на высоте;

— Проект производства работ (ППР); Проект организации работ, технологические карты и Инструкция по монтажу (ИМ).

ИМ должна состоять из следующих разделов:

            – указания мер безопасности;

            – подготовка крана к монтажу;

            – монтаж крана;

            – монтаж крана по узлам;

            – наладка;

            – пуск, регулирование и обкатка, сдача крана в эксплуатацию;

            – демонтаж крана;

            – приложения.

3. Правила монтажа крана

К моменту доставки башенного крана на строительную площадку и до начала его монтажа проводят ряд подготовительных работ:

– укладку подкрановых путей;

– заземление и подведение электроэнергии к месту установки крана;

– подготовку необходимого монтажного оборудования.

Кран КБ-676 монтируют на крановых путях с помощью стрелового крана (Рис. 1) с соблюдением требований ИМ, ППР, правил охраны труда и правил выполнения безопасной работы на высоте.

Безопасные методы монтажа башенных кранов

Кран КБ-676 монтируется в следующей технологической последовательности.

1. На путях устанавливают и закрепляют проволокой ходовые тележки 1 с приводными агрегатами наружу; тележки, имеющие по одному приводу, устанавливают по одной из диагоналей.

2. На путях выкладывают два пакета балластных плит 2 (по 3 шт. в каждом).

3. На путях над балластными плитами на шпальной клетке монтируют ходовую раму 3 соединяя ее болтами крепления с балками 4, затягивая болты с крутящим моментом 2500 Нм (250 кгс • м). При монтаже ходовой рамы надо следить, чтобы ось башни была смещена в сторону здания;

4. Стреловым краном опускают ходовую раму и крепят ее к ходовым тележкам.

5. К ходовой раме крепят кабельный барабан 5 с намотанным кабелем, который подсоединяют к электропитающей сети.

6. Под стыками ходовой рамы на плиты балласта укладывают шпалы, а на них домкраты, которые упирают во фланцы стыка.

7. На балки 4 укладывают одну плиту балласта 6 и устанавливают шкаф электрооборудования 7.

8. На фланцы ходовой рамы устанавливают основание башни 8 и затягивают болтами с крутящим моментом 2500 Нм (250 кгс • м).

9. Устанавливают и закрепляют болтами лестницу 9.

10. На направляющих башни монтируют груз привода кабельного барабана 5, запасовывают полиспаст.

11. На секцию 8 устанавливают секцию 10 в сборе; фланцы затягивают болтами и освобождают оси балансирных балок 11 на секции 10.

12. В пазы специальных кронштейнов секции 10 навешивают монтажную стойку 12, прижимая ее винтами к секции.

13. Устанавливают в рабочее положение балансирные балки 11 и регулируют положение всех роликов выдвижения монтажной стойки.

14. В проушинах секции 10 закрепляют нижнюю обойму монтажного полиспаста 13, запасовывают канат полиспаста, находящийся на малом барабане монтажной лебедки 14, а конец каната закрепляют за секцию 10 четырьмя зажимами.

15. На секцию 10 сверху устанавливают неповоротную раму 15 в сборе с поворотной рамой 16, площадками и двумя кабинами 17 (машиниста и аппаратной), размещенными по бокам рамы 16, а после этого — съемную лестницу 18 для подъема машиниста на поворотную раму.

16. На поворотной раме сверху крепят оголовок 19 со смонтированными на нем анемометром и молниеприемником.

17. На монтажной стойке вспомогательный подкос 20 переводят в рабочее положение.

18. На подкладках выкладывают секции противовесной консоли 21 и стыкуют их. Конечные выключатели тележки противовеса устанавливают в зависимости от длины противовесной консоли и длины стрелы.

19. Противовесную консоль 21 поднимают и заводят на оси поворотной рамы, закрепляют и опускают ее на подкос 20 монтажной стойки.

20. Поднимают оттяжку 22 противовесной консоли и закрепляют ее в осях оголовка. Нижний конец оттяжки закрепляют на противовесной консоли 21, стреловым канатом поднимают ее конец до освобождения подкоса 20, демонтируют его (как показано на Рис. 1а пунктиром) и краном опускают консоль до натяжения оттяжки 22;

21. Стреловым краном выкладывают на земле секции стрелы 23 (длина 35 или 50 м, число секций 4 или 6 штук, принимаются в зависимости от исполнения крана) и состыковывают, при этом грузовую тележку 24 размещают на ездовых балках головной секции стрелы, а тележечный канат запасовывают.

22. Стреловым краном поднимают опорный шарнир стрелы 23 и заводят его на оси поворотной рамы 16. Затем поднимают оттяжку 25 и соединяют ее с верхним поясом стрелы.

23. Расположенный на верхнем конце оттяжки 25 монтажный подкос 26 соединяют с проушинами на оголовке 19, стрелу поднимают до тех пор, пока верхний конец оттяжки, поворачиваясь относительно монтажного подкоса 26, не войдет в проушины оголовка, после чего этот конец закрепляют и опускают до натяжения оттяжки 25.

24. Стреловым краном поднимают тележки с противовесом 27 и заводят их на ездовые балки противовесной консоли, обе тележки соединяют вместе и запасовывают тяговый канат.

25. Поднимают и монтируют раму (с грузовой лебедкой 28) на конце противовесной консоли.

26. Проводят электромонтажные работы по всему крану.

27. Запасовывают грузовой канат, проверяют работу грузовой, тяговой и тележечной лебедок, тележки противовеса передвигают в монтажное положение, на крюковой подвеске 29 подвешивают приспособление для заводки секций.

28. Под стрелой устанавливают с рамой шарнир 31, поднимают ее и тележечной лебедкой передвигают к башне до посадки приспособления 30 на оси секции 10.

29. Уравновешивают верхнюю часть крана передвижением тележки противовеса 27 в монтажное положение.

30. Секции 8 и 10 расстыковывают.

31. Монтажной лебедкой 14 выдвигают верхнюю часть крана вместе с навешенной секцией 31.

32. Ручной лебедкой передвигают секцию 31 в проем и после опускания башни (как показано стрелками на Рис. 1б) соединяют секции 8 и 31 между собой.

33. Приподнимая башню, выкатывают приспособление 30 и повторным опусканием башни соединяют секции 10 и 31.

34. Освобождают крепления монтажной стойки 12 с секцией 8, монтажной лебедкой поднимают стойку до посадки на секцию 31 и закрепляют в этом положении.

35. Стреловым краном устанавливают подкосы 32 крепления ходовой рамы с башней, снимают противоугонные захваты.

36. Отгоняют кран до освобождения балластных плит 2, которые укладывают на ходовую раму и закрепляют стяжками.

37. Вновь ставят кран на противоугонные захваты.

38. На путях устанавливают рядовую секцию 33 и монтируют ее аналогично с монтажом секции 31, затем состыковывают секции направляющих подъемника.

39. Освобождают от крепления кабину подъемника 34 в секции 10 и опускают кабину по направляющим в нижнее положение.

40. Тележку противовеса передвигают в рабочее положение.

Кран в таком положении может работать с пониженной (по сравнению с паспортной) высотой подъема.

При необходимости наращивания высоты крана производят монтаж последующих рядовых секций. После наращивания секций монтажную стойку опускают в нижнее положение с помощью монтажного полиспаста до посадки ее на упоры нижней секции.

Кран может работать как свободностоящий с 9 рядовыми секциями (высота подъема 70 м).

Безопасные методы монтажа башенных кранов

При обслуживании зданий 1 (Рис. 2) выше 70 м в процессе монтажа рядовых секций 2 между 7-й и 8-й секциями устанавливают закладную раму 3, с которой соединяются связи крепления 4 крана со зданием. При дальнейшем наращивании крана связи устанавливают через три рядовые секции.

Кран может перемещаться без груза с одного места стоянки к другому при высоте подъема 84 м. Для перемещения крана с высотой подъема более 84 м связи и лишние секции демонтируют. После перемещения по крановым путям кран закрепляют на новом месте и производят наращивание секций до требуемой высоты подъема.

(Окончание в следующем номере)

Анатолий Стаховский,

преподаватель высшей категории УМЦ «Новатор» (Киев)

Джерело: журнал «Охорона праці і пожежна безпека» №5, 2017

Переконайтеся, що ви передплатили журнал і вся необхідна інформація є під рукою!

Матеріали до теми


Органи державного нагляду за охороною праці: їх основні повноваження та права
Державний нагляд за охороною праці є важливим елементом системи забезпечення безпеки та здоров’я працівників на підприємствах. Ця функція покладена на ...
Вимоги безпеки для експлуатації газовикористовувального обладнання після тривалої зупинки
Експлуатація систем газопостачання природним газом та газовикористовувального обладнання повинна здійснюватися з дотриманням вимог безпеки, встановлених технічними регламентами та нормативно-правовими актами. ...
Вимоги безпеки під час первинної переробки деревини
1. Для безпечного здійснення технологічних процесів первинної переробки деревини повинні забезпечуватись послідовність та узгодженість роботи устаткування, завантаженість устаткування в межах його ...