Перспективы охраны труда в предпринимательстве


Перспективы охраны труда в предпринимательстве

О создании управления охраной труда в системе предпринимательской деятельности рассказывает страховой эксперт по охране труда отделения исполнительной дирекции Фонда в Килийском районе Одесской области С. Урсуленко:

«В соответствии с Хозяйственным кодексом микропредприятие – это предприятия с численностью работающих до 10 человек. В Украине число работающих людей на микропредприятиях составляет довольно значительную часть. Чтобы коллектив любого предприятия работал качественно и плодотворно, их необходимо правильно организовать, создать соответствующие условия труда. Важным показателем правильной организации труда является отсутствие производственного травматизма.

Большая часть нарушений правил охраны труда допускается на этих предприятиях не случайно. Если в крупных компаниях и предприятиях, образованных на базе советских, службы охраны труда сохранились с прежних времен, то микропредприятия таким багажом не обладают, а их руководители узнают о необходимости соблюдения требований охраны труда зачастую впервые во время инспекционных проверок или при расследовании несчастных случаев.

Создание системы управления охраной труда предприятия начинается уже с выбора вида деятельности и одновременной оценкой возможных рисков на создаваемых рабочих местах. Руководителю бывает трудно самому разобраться в сложных правовых и организационных вопросах охраны труда, а содержать не то что службу охраны труда, но даже специалиста по охране труда, когда у него работает всего 3-4 сотрудника, не по карману. За рубежом для таких предприятий вполне приемлемо обращаться к компаниям аутсорсинга (передача на постоянных основаниях и на условиях ответственности функций, таких как охрана труда, профильным организациям), что экономит деньги предприятия, а также время руководителя на достижение необходимого результата. На сегодняшний день аутсорсинг начинают применять в Украине.

Подход к оценке рисков зависит от структуры, сильных/слабых сторон конкретно взятого малого предприятия, производственного процесса, используемого оборудования, территории предприятия, зданий, штата работников, их квалификации и т.д. Оценка рисков дает возможность своевременно внести необходимые коррективы для предотвращения несчастных случаев и травматизма работников. Подавляющее число несчастных случаев происходит по вине самих работников из-за их собственной невнимательности и неудовлетворительного отношения к правилам безопасности труда. И это не смотря на то, что большая часть травмированных имеют высокую квалификацию и стаж работы. Поэтому одной из необходимых мер снижения производственных рисков является организация обучения охраны труда, проведение всех видов инструктажей. Эти меры, а также пропаганда безопасных методов работы формирует у работника четкую психологию к соблюдению правил безопасности на рабочем месте.

Огромным преимуществом для микропредприятий есть то, что работодатель трудится в тех же условиях, что и работник. Есть больше шансов принять меры по снижению или устранению рисков, так как о них работодателю известно из первых уст. Еще одним преимуществом является быстрый процесс принятия решений работодателем.

С другой стороны, микропредприятия имеют свои характерные недостатки в области оценки рисков. Работодатель несет ответственность за все задачи, от распределения человеческих ресурсов, управлением производственным процессом, бухгалтерским учетом и так далее. Политика предприятия в области охраны и безопасности труда является лишь одной из многих обязанностей. Другим недостатком является то, что, как правило, проблемы решаются по мере их возникновения и не рассматриваются в перспективе. В некоторых случаях работодатели принимают меры лишь после несчастного случая или аварии. Также работодатели, как правило, осуществляют оценку рисков и любые профилактические меры непосредственно на практике, без ведения официальной документации (журналов, распорядительных документов, нормативных актов). Таким образом, каждый раз работодатели начинают все с нуля.

Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выступает в качестве социального партнера работодателям по созданию безопасных условий труда. В своей работе Фонд оказывает методическую помощь, консультационную поддержку в ознакомлении с актуальной базой нормативных документов по вопросам охраны труда, разработке нормативных актов, программ проведения инструктажей по охране труда, организации обучения по вопросам охраны труда руководителей, специалистов, рабочих по видам работ (с привлечением обучающих организаций), подборе и приобретении предприятиями средств индивидуальной защиты и спецодежды.

Высшая ценность для существования цивилизованного общества – жизнь и здоровье человека. В этом отношении, создание безопасных условий труда для рабочих – проявление ответственности перед трудящимися и их семьями».

Фонд соціального страхування від нещасних випадків на виробництві та професійних захворювань України