Госгорпромнадзором Украины подготовлен проект Положения о расследовании и учете несчастных случаев (острых профессиональных отравлений) и аварий, произошедших на производстве. О необходимости разработки такого документа и изменениях порядка расследования и оформления несчастных случаев на производстве и профзаболеваний нашему журналу рассказал начальник управления организации государственного надзора Госгорпромнадзора Украины Николай РАДИОНОВ.
— Чем вызвана необходимость разработки нового Положения о расследовании несчастных случаев на производстве?
— Порядок проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве (далее — Порядок) вступил в силу с 1 января 2012 г. и действует уже более двух лет.
За этот период мы получили определенный объем практического опыта, который позволяет сделать выводы относительно его положительных и отрицательных особенностей.
Кроме этого, большое количество подготовленных Госгорпромнадзором разъяснений юридическим и физическим лицам относительно применения требований Порядка, а также изменения, произошедшие в сфере уголовного процессуального законодательства в конце 2012 года, подтолкнули нас к необходимости его доработки и внесения соответствующих дополнений и изменений.
Госгорпромнадзор как государственный орган наделен определенными полномочиями и в случае необходимости должен выходить с инициативой о внесении изменений в законодательные и нормативно-правовые акты по охране труда. Такая необходимость возникла в 2013 году в связи с упрощением и в тоже время усовершенствованием процедуры расследования несчастных случаев на производстве.
С этой целью Госгорпромнадзором в 2013 году была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители министерств, ведомств, Федерации работодателей Украины и Федерации профсоюзов Украины, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и других учреждений.
По результатам обработки предоставленных членами рабочей группы предложений и разъяснений Госгорпромнадзора относительно положений действующего Порядка, нами подготовлен проект нового Положения о расследовании и учете несчастных случаев (острых профессиональных отравлений) и аварий, произошедших на производстве (далее — Положение).
— В чем отличие проекта нового Положения от действующего Порядка?
— Подчеркну, что главная наша задача — это упрощение процедуры расследования несчастных случаев на производстве и приближение ее к европейским стандартам.
Сначала следует отметить, что по многочисленным предложениям членов рабочей группы и территориальных органов Госгорпромнадзора из Положения изъяты разделы и пункты, которые:
- регламентируют процедуру расследования и учета острых и хронических профессиональных заболеваний (которые относятся к компетенции Министерства здравоохранения);
- определяют обстоятельства, при которых несчастные случаи не признаются связанными с производством (наше мнение — достаточно раздела, в котором определены и расширены обстоятельства, при которых несчастные случаи признаются связанными с производственной деятельностью работников).
В «Общем разделе», чего не было ранее, представлено четкое определение основных понятий и терминов, применяемых в Положении. Например:
Работник — лицо, работающее на предприятии, в организации, учреждении или у физического лица-предпринимателя и выполняющее обязанности или функции согласно трудовому договору (контракту);
Лицо, которое обеспечивает себя работой самостоятельно — физическое лицо — предприниматель, которое осуществляет хозяйственную деятельность, и лицо, которое занимается независимой профессиональной деятельностью (научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской, а также медицинской или юридической практикой, в том числе адвокатской, нотариальной деятельностью), работает по гражданско-правовому соглашению (договор подряда), ведет другую подобную деятельность и получает доход непосредственно от этой деятельности, при условии что такое лицо не является наемным работником или предпринимателем;
Потерпевший —работник предприятия, физическое лицо — предприниматель, в том числе лицо, которое работает по гражданско-правовому договору (договору подряда) или которое было фактически допущено к выполнению работ без издания работодателем приказа или распоряжения о зачислении на работу (ст. 24 КЗоТ), с которым произошел несчастный случай, в результате которого ему причинено увечье или который привел к гибели;
Заказчик работ — сторона, которая обязуется принять и оплатить выполненную другой стороной (подрядчиком) по ее заданию согласно договору подряда определенную роботу (ст. 837 Гражданского кодекса Украины);
Несчастный случай. Ранее это было перечисление всех возможных травм. Но разве можно все перечислить?! Сейчас определение звучит так: ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника, исполнителя работ или лицо, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, опасного производственного фактора или среды, или однократное воздействие на работника вредного вещества, что привело к нарушению анатомической целости организма человека, его функций или наступлению смертельного исхода (Порядок № 1112 + п. 4.21 ДСТУ 2293-99 «Охорона праці. Терміни та визначення основних понять»);
Скрытый несчастный случай на производстве — несчастный случай, о котором работодатель (заказчик) не проинформировал без уважительных причин в установленный этим Положением срок соответствующие органы и учреждения и по которому не проведено расследование комиссией предприятия, а также который по результатам расследования оформлен как случай непроизводственного характера, или несообщение в установленный срок о случае, который подлежит специальному расследованию;
Специальное расследование — любое расследование, которое проводится комиссией, созданной приказом территориального органа Госгорпромнадзора;
Дополнительное расследование — расследование, которое проводится с целью внесения соответствующих уточнений в обстоятельства и причины, которые привели к несчастному случаю, комиссией, которая проводила расследование, или комиссией в новом составе, если невозможно собрать членов предыдущей комиссии;
Повторное расследование — расследование обстоятельств и причин несчастного случая комиссией в другом составе в случае нарушения требований Порядка комиссией, которой проводилось расследование, относительно объективности расследования или необоснованности выводов;
Также в Положении определены такие понятия: «Доверенное лицо пострадавшего или членов его семьи», «Работодатель», «Острое профессиональное отравление», «Групповой несчастный случай», «Случай одновременного травмирования двух работников», «Расследование комиссией предприятия».
Раздел «Сообщения о несчастных случаях» дополнен следующим положением: «руководитель предприятия (заказчик работ), который заключил гражданско-правовой договор (договор подряда) с лицом на выполнение определенного объема работы, также обязан уведомлять о несчастном случае соответствующие органы». В действующем Порядке такой обязанности для руководителя предприятия не предусмотрено — он остается в стороне от расследования. Это приводило к тому, что случай длительное время не расследуется, чем нарушаются конституционные права потерпевшего.
В разделе «Расследование несчастных случаев»:
- увеличен срок проведения расследования несчастных случаев, которые не подлежат специальному расследованию, до 10 (десяти) рабочих дней (согласно п. 14 Порядка этот срок составляет 3 рабочих дня). Согласитесь, этих дней комиссии не достаточно для проведения полноценного расследования, а соответственно и для разработки адекватных мероприятий по недопущению аналогичных случаев;
- увеличен срок проведения специального расследования до 1 месяца (согласно п. 41 Порядка он составляет 10 рабочих дней);
- более подробно изложена процедура расследования несчастных случаев, которые произошли с водителями и лицами, не причастными к управлению (пассажирами), вследствие катастрофы, аварии или происшествия (события) на транспорте, а также требования и сроки по составлению соответствующих актов на водителя и пассажиров (подпункты 31, 40 дополнены с учетом многочисленных запросов и предоставленных разъяснений);
- прописан механизм исправления в утвержденных актах (Н-5 и/или Н-1) недостатков в оформлении, которые не влияют на объективность расследования и выводы комиссии (соответствующие изменения вносятся приказом руководителя органа или предприятия, который создал комиссию, а согласно действующему Порядку нужно проводить повторное расследование для устранения опечаток и неточностей);
- определена процедура проведения повторного (дополнительного) расследования несчастного случая, расследование которого уже проводилось ранее на основании нормативно-правового акта, который утратил силу (например, Порядки № 1112, № 1094, № 623, Постановления СССР от 1966 и 1982 гг.).
В разделе «Состав комиссии, обязанности и права»:
- уравнены права и обязанности комиссии работодателя (п. 14 Порядка) и специальной комиссии (п. 42 Порядка). В действующем Порядке прав и обязанностей у комиссии работодателя было существенно меньше;
- подробно описаны состав, обязанности и права экспертной комиссии (в п. 43 Порядка было определено только, что в случае необходимости создается комиссия, которая дает заключение по поставленным специальной комиссией вопросам).
В разделе «Обязанности работодателя, заказчика работ или органа, который создал комиссию по расследованию» расширен круг обязанностей работодателя (заказчика работ). Он должен: организовать «составление эскиза, схемы и фотосъемки места, где произошел несчастный случай, если нельзя сохранить обстановку на рабочем месте до прибытия комиссии по расследованию (если это могло привести к более тяжелым последствиям или нарушению производственных процессов) и передать специальной комиссии». Ранее такого требования не было, и во многих случаях специальная комиссия не видела реальной обстановки, что искажало обстоятельства при которых произошел случай, а соответственно причины и мероприятия по предотвращению повторения таких случаев не совсем соответствовали реальным обстоятельствам.
В разделе «Оформление материалов расследования…» установлено, что перечень материалов одинаковый, как для специальной комиссии, так и для комиссии предприятия (раньше они отличались).
В разделе «Осуществление контроля за проведением расследований несчастных случаев»:
- определен четкий срок выполнения работодателем или ФССНС предписания по форме Н-9 — 10 рабочих дней со дня вручения ему предписания (в Порядке 5 дней);
- ограничено количество выдачи предписаний по форме Н-9 до двух (Порядком ограничения не предусмотрены).
В раздел «Расследование аварий» внесено дополнение о проведении расследования аварии, которая не относится к аварии первой или второй категории и создала либо могла создать угрозу жизни и здоровью работников или населения, в результате которой:
разрушены или нарушена работа машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, на которые необходимо получать разрешение на эксплуатацию (применение) в порядке, определенном постановлением Кабинета Министров Украины (расследование этих аварий определялось требованиями нормативно-правовых актов по охране труда — Правилами).
Соответствующие изменения произошли и с приложениями к Порядку, которых в проекте Положения насчитывается 18 (было 20):
- внесены дополнения в Классификатор видов и причин несчастных случаев (Приложение 9);
- раздел «Вид события, которое привело к несчастному случаю» дополнен пунктом «ожоги от воздействия электрической дуги»;
- раздел «Причины несчастного случая» дополнен:
- технической причиной: «несоответствие непищевой продукции установленным требованиям» (рыночный надзор);
- двумя организационными причинами:
- «несоблюдение требований законодательства об охране труда при выполнении работ повышенной опасности или эксплуатации (применении) оборудования повышенной опасности, на которые выдано разрешение»;
- «несоответствие средств индивидуальной защиты установленным требованиям» (рыночный надзор).
Раздел «Обстоятельства, при которых несчастный случай с потерпевшим признается связанным с производством» дополнен другими факторами и вынесен в Приложение 10.
В примечании к Акту по форме Н-5 (Приложение 11) изложены детальные разъяснения по заполнению каждого раздела этого акта.
— На какой стадии разработки сейчас находится проект Положения? Когда можно ожидать введения его в действие?
— В феврале этого года проект Положения был направлен на рассмотрение во все территориальные органы Госгорпромнадзора для предоставления замечаний и предложений.
В настоящее время эти предложения обрабатываются, после чего проект документа будет предоставлен членам рабочей группы для обсуждения на очередном заседании.
Далее, согласно регламентным требованиям к внесению на рассмотрение правительства проектов актов законодательства, Положение будет направлено на рассмотрение всем заинтересованным органам (которых насчитывается около 100) для предоставления соответствующих предложений и уточнений.
После его доработки Положение вновь будет направлено всем заинтересованным органам на согласование.
Как видите, процедура согласования и утверждения нового Положения довольно длительная — это дело не одного месяца.
Интервью вел Сергей Пономарёв
Источник: журнал «Охорона праці і пожежна безпека» № 5, 2014