Проект групи компаній «МЕДІА-ПРО»
Отримувати новини

Нормы безопасности при эксплуатации подъемников

Анатолий СТАХОВСКИЙ,
преподаватель высшей категории
УМЦ «Новатор» (Киев)

Автомобильные подъемники и вышки (далее — подъемники) являются одним из ведущих звеньев системы строительно-монтажных машин, обеспечивающих комплексную механизацию строительства, высокие темпы и индустриальные методы производства работ.
К профессиональной подготовке и мастерству кадров, обслуживающих подъемники, предъявляются высокие требования. Машинист подъемника должен хорошо знать конструкцию машины, уметь ею управлять, соблюдать правила охраны труда при работе и обслуживании, уметь рационально и безопасно организовывать работу.

1. Требования безопасности к устройству подъемников

1.1. Автомобильные подъемники и вышки — это грузоподъемные машины для вертикального или наклонного перемещения грузов и людей с одного уровня на другой в люльках и рабочих площадках, установленных на рабочем оборудовании в виде шарнирно-сочлененных колен (у подъемников) или телескопической мачты (у вышек).
Большинство подъемников и вышек установлены на шасси автомобиля, некоторые подъемники — прицепные и не имеют своего механизма передвижения.
1.2. Подъемник имеет рабочее оборудование в виде одного, двух и более шарнирно-сочлененных колен. К оголовку верхнего колена прикреплена рабочая площадка (люлька). Нижнее колено установлено на поворотной платформе. Пространственное перемещение люльки осуществляется несколькими механизмами изменением углов наклона нижнего и верхнего колена и вращением платформы. Подъемник оборудован системами управления и приборами безопасности; его механизмы приводятся в действие от двигателя автомобиля.
1.3. Вышка представляет собой телескопическую мачту с люлькой наверху и предназначена только для вертикального подъема людей. Рабочая площадка не перемещается в пространстве, и вышка имеет ограниченную зону обслуживания. Поэтому вышки, как правило, используют в городских условиях для обслуживания осветительной сети, контактных линий общественного транспорта. Опорная рама вышки значительно проще опорной рамы подъемника. Вышки смонтированы на базе автомобиля и от его двигателя приводятся в действие, они оборудованы системами управления и приборами безопасности.
1.4. Расчетный коэффициент грузовой устойчивости с учетом действия сил тяжести подъемника и груза, сил инерции, действия ветровой нагрузки рабочего состояния (скорость ветра не более 10 м/с на высоте 10 м) должен быть не менее 1,15. При этом угол наклона подъемника не должен превышать 3°, если в технических условиях не предусмотрен больший угол наклона.

2. Надзор и безопасное обслуживание

2.1. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников, утвержденным приказом Госнадзорохрантруда Украины 8 декабря 2003 г. № 232 (НПАОП 0.00-1.36-03), работодатель, эксплуатирующий подъемники, обеспечивает их содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего надзора, технического освидетельствования, обслуживания и ремонта собственными силами или заключает договор со специализированной организацией на выполнение указанных работ с учетом требования настоящих Правил (п. 6.4.1).
2.2. Своими приказами работодатель:
2.2.1. назначает ответственного за надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией подъемников;
2.2.2. назначает ответственного за содержание подъемников в исправном состоянии;
2.2.3. назначает ответственного за безопасное производство работ подъемниками;
2.2.4. назначает машинистов подъемников;
2.2.5. создает ремонтную службу, а при отсутствии необходимых специалистов заключает договор со специализированной организаций на выполнение соответствующих работ;
2.2.6. назначает работников, выполняющих работы с рабочей платформы, обученных Правилам охраны труда при выполнении работ на высоте (НПАОП 0.00-1.15-07), обеспечивает их спецодеждой и СИЗ от падения с высоты;
2.2.7. на основании Типового положения об обучении по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда Украины от 17.02. 1999 г. № 27 (ДНАОП 0.00-4.12-99), организовывает разработку Положения об обучении по вопросам охраны труда, которое утверждается его приказом, действует в пределах предприятия, и обеспечивает его выполнение;
2.2.8. обеспечивает проведение в установленные сроки технического обслуживания, освидетельствования и ремонта подъемников;
2.2.9. обеспечивает производство работ по проектам производства работ (ППР) и технологическим регламентам о порядке производства работ подъемниками, разработанным специализированными организациям;
2.2.10. организовывает разработку и утверждает Инструкции по охране труда для обслуживающего и ремонтного персонала в соответствии с требованиями Положения о разработке инструкций по охране труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда Украины от 29 января 1998 г. № 9;
2.2.11. обеспечивает работников правилами и инструкциями;
2.2.12. обеспечивает условия для выполнения персоналом своих обязанностей.

3. Требования безопасной эксплуатации подъемников

3.1. При эксплуатации подъемников выполняют требования, обеспечивающие предупреждение или снижение воздействия на работников следующих опасных и вредных производственных факторов:
– движущихся машины, их частей, а также перемещаемых машинами изделий, конструкций, материалов;
– повышенной загазованности, запыленности и влажности воздуха рабочей зоны;
– расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
– повышенной или пониженной температуры воздуха на рабочем месте; повышенной скорости ветра в рабочей зоне подъемника;
– повышенного уровня вибрации на рабочем месте;
– повышенного уровня шума в рабочей зоне;
– недостаточной видимости рабочей зоны из кабины машиниста;
– физических и нервно-психических перегрузок машинистов.
3.2. Безопасность эксплуатации подъемников обеспечивается:
– использованием их в соответствии с ППР или технологическими картами;
– поддержанием работоспособного состояния подъемника в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации;
– обучением работников правилам безопасности;
– применением работниками средств индивидуальной защиты.
3.3. К управлению, техническому обслуживанию и ремонту подъемников допускается обученный персонал.
3.4. К выполнению работ допускаются исправные подъемники, прошедшие техническое освидетельствование. Перечень неисправностей и предельных состояний, при которых запрещается эксплуатировать подъемники, определяется эксплуатационной документацией.
3.5. Подъемник следует эксплуатировать в условиях (температура окружающего воздуха, скорость ветра, влажность), соответствующих его эксплуатационной документации.
3.6. До начала работ определяют рабочую зону подъемника, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, выполняющими работы с рабочих платформ подъемника. Обеспечивают обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста. В случае, когда машинист не имеет достаточного обзора или не видит рабочего (сигнальщика), подающего ему сигналы, между машинистом и сигнальщиком устанавливают двухстороннюю радио- или телефонную связь.
3.7. Рабочая зона в темное время суток должна быть хорошо освещена. Если рабочая зона, обслуживаемая люлькой, полностью не обозревается с рабочего места водителя-машиниста и радиотелефонная связь для передачи сигналов работающих в люльке  водителю-машинисту отсутствует, назначают сигнальщика.
3.8. Рабочие при работе с платформ подъемников должны выполнять следующие требования:
– вход на рабочую платформу и выход с нее осуществлять через посадочную площадку с поверхности земли;
– работать в рабочей платформе в каске и предохранительном поясе, закрепленном карабином к элементам конструкции платформы;
– машинист подъемника во время работы должен быть в каске;
– работать следует стоя на полу платформы, при этом следить, чтобы расстояние до верхних и боковых препятствий было не менее 50 см;
– подъем и спуск материалов, инструментов и других предметов выполнять только при помощи веревки;
– применяемый в процессе выполнения работы инструмент, средства малой механизации и другие приспособления закреплять веревками, предотвращающими их падение;
– руководит работой инженерно-технический работник, ответственный за безопасное производство работ подъемниками, который несет ответственность за безопасность рабочих, работающих из платформы подъемников.
3.9. Машинист подъемника соблюдает во время работы следующие правила безопасности:
– выполняет работы только технически исправным подъемником; запрещается работа при неисправных приборах безопасности: в системе ориентации люльки, ограничения зоны обслуживания; предохранительном клапане; при неисправности гидросистемы и других неисправностях, которые могут создать аварийную ситуацию;
– следит за загрузкой рабочей платформы, не допуская перегруза; общая масса работников, материалов, инструментов и приспособлений не должна превышать паспортной грузоподъемности подъемника;
– выполняет работу только при выдвинутых дополнительных опорах;
– обеспечивает на месте производства работ и на самом подъемнике отсутствие людей, не имеющих отношения к выполнению данных работ, обращая особое снимание на нахождение людей в опасной зоне, под стрелой и люлькой, между подъемником и стеной или другими неподвижными предметами, около которых выполняется работа;
– следит за выполнением рабочими во время работы требований правил охраны труда, а при нарушении правил или технологических регламентов опускает люльку;
– прекращает работу подъемника при скорости ветра более 10 м/с (более 5 баллов) на высоте 10 м, при сильном дожде, тумане, снегопаде, при температуре воздуха ниже указанной в паспорте подъемника, а также при недостаточном освещении;
– в холодную погоду до начала работы подъемника дает насосу поработать вхолостую на протяжении 5–7 минут, а затем несколько раз проделывает все движения колен мачты до крайних положений штоков в цилиндрах, чтобы очистить их от загустевшего охлажденного масла.

3.10. Правила установки подъемников и вышек
3.10.1. подъемники и вышки размещают на рабочих площадках в соответствии с ППР так, чтобы они устанавливались с полностью выдвинутыми четырьмя опорами;
3.10.2. к рабочей площадке устраивают подъездные пути;
3.10.3. площадка должна иметь уклон не более 3°. Работа с большим уклоном, чем указан в паспорте подъемника, запрещается. Поверхность площадки должна быть спланирована без ям, канав и других неровностей и утрамбована так, чтобы выдержать нагрузку колес и дополнительных опор. Установка подъемников и вышек на свеженасыпанном неутрамбованном грунте не разрешается;
3.10.4. при работе на мягких и слабых грунтах под подпятники ставят деревянные подкладки-щиты размером 50 х 50 см и толщиной не менее 5 см. Запрещается применять в качестве подкладок случайные, непрочные, неустойчивые предметы, которые могут разрушиться или с которых подъемник может соскользнуть. На скользком грунте применяют подкладки с шипами;
3.10.5. установка подъемника должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью подъемника при любом ее положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами или оборудованием было не менее 1 м.
3.10.6. После установки подъемника на выносные опоры колеса не должны касаться рабочей площадки (если иное не предусмотрено руководством по эксплуатации подъемника).

4. Требования безопасности к производству работ подъемниками

4.1. Эксплуатация подъемников и их электрического оборудования должна осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Норм, руководства по эксплуатации, а также ДНАОП 0.00-1.21-98, Правил безопасной эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Госнадзорохрантруда от 6 октября 1997 г. № 257 (ДНАОП 1.1.10-1.01-97).
4.2. Подъемник может использоваться для перемещения тех грузов, масса которых не превышает его грузоподъемности и выполнения операций, предусмотренных руководством по эксплуатации.
4.3. Производство работ подъемниками в ОРУ и в охранной зоне ВЛ и ВЛС выполняется в соответствии с требованиями ДНАОП 0.00-1.21-98 и ДНАОП 1.1.10-1.01-97.
4.4. Для безопасного производства работ подъемниками их владелец или эксплуатирующая организация обеспечивают соблюдение следующих требований:
– разработку и выдачу на места производств работ подъемниками ППР, технологических регламентов и схем строповки грузов, а также ознакомление с ними под расписку ответственных за безопасное производство работ подъемниками, машинистов и рабочих, выполняющих работы с рабочей платформы и, при необходимости, стропальщиков;
– исключение на месте производства работ подъемником присутствие посторонних лиц;
– при необходимости осмотра, ремонта, регулирования механизмов, электрооборудования, осмотра и ремонта металлоконструкций отключение у подъемника двигателя или вводного устройства.
4.5. Проектом производства работ подъемниками должны предусматриваться:
– соответствие используемых подъемников условиям производства работ по грузоподъемности, высоте подъема, вылету;
– обеспечение безопасных расстояний от ОРУ, ВЛ или ВЛС, а также до строений и мест складирования строительных деталей и материалов;
– места движения городского транспорта и пешеходов;
– условия установки и работы подъемников вблизи откосов котлованов или каналов;
– условия безопасной работы нескольких подъемников;
– перечень применяемых съемных грузозахватных приспособлений, схем строповки грузов для подъемников, оборудованных крюком;
– подъездные пути, места и габариты складирования грузов и т. п.;
– меры по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен подъемник (ограждение рабочей площадки, уровень освещения в темное время суток и т. п.).
4.6. Работы с рабочей платформы подъемника можно выполнять при условии соблюдения мероприятий по предупреждению падения работников с рабочей платформы, поражения их электротоком, защемления при перемещении рабочей платформы в стесненных условиях и других случаях.

 5. Требования к подъемникам и их составным частям, приобретенным за рубежом

5.1. Эксплуатация подъемников или их составных частей, приобретенных за рубежом, начинается после получения в установленном порядке разрешения Госгорпромнадзора Украины.
5.2. Паспорт, руководство по эксплуатации и другая эксплуатационная документация, прилагаемая к подъемнику или к его составным частям, должна быть составлена на украинском или, в виде исключения, на русском языке и соответствовать требованиям настоящих Норм.

6. Ответственность за нарушение правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников

Ответственность за нарушение настоящих Норм, за безопасность конструкции, правильность выбора материалов, качество изготовления, установки, наладки, реконструкции, ремонта, технического освидетельствования, экспертного обследования и эксплуатации несут предприятия, выполнившие соответствующие работы.



Розсилка новин